Аннотация
В статье оценивается величина эффектов воздействия от правоприменительной деятельности Федеральной антимонопольной службы на рынках нефтепродуктов. В работе проанализировано влияние на рынки бензина и дизельного топлива двух типов мер ФАС России: мер, связанных с первичным выявлением признаков нарушения антимонопольного законодательства, и мер, применяемых в случае, когда факт нарушения уже достоверно установлен. Данная постановка исследовательского вопроса связана с опасениями о негативном влиянии на компании публикаций новостей о проявленном к ним интересе антимонопольного органа без наличия на момент публикации подтверждений о реальном нарушении ими законодательства. Для оценки эффектов воздействия на стоимость акций крупных вертикально-интегрированных компаний отрасли применялся метод событийного анализа (event study). В выборку для анализа вошли события, произошедшие с российскими нефтяными компаниями в период с 2013 по 2019 г. Проведенный анализ показал, что изучаемые типы эффектов, основанные на влиянии выявления признаков нарушения и установлении факта нарушения антимонопольного законодательства, различаются как по своей интенсивности, так и по направлению влияния. Также доказано, что действия антимонопольного органа не создают значимые косвенные издержки снижения рыночной стоимости компании.
Ключевые слова: рынок нефтепродуктов, антимонопольная политика, событийный анализ.
JEL коды: G14, K21, L41, L71.
Ставнийчук А.Ю. Эффекты антимонопольной политики на рынках нефтепродуктов России // Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. 2020. Том 12. Выпуск 2 С. 40-68