Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал.

Новости

27 мар 2024 Опубликован новый выпуск журнала Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал
27 мар 2024 Опубликован новый выпуск журнала Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал
04 сен 2023 Опубликован новый выпуск журнала Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал.
28 мар 2023 Опубликован новый выпуск журнала Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал Опубликован новый выпуск журнала Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал
29 сен 2022 Опубликован новый выпуск журнала Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал Опубликован новый выпуск журнала Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал

Вступительное слово

Дорогой читатель!

Предлагаем Вашему вниманию очередной выпуск электронного журнала экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

В номер вошли статьи, посвященные широкому кругу вопросов.  Раскрыты проблемы научно-технической революции в ХХ веке и намечены общие черты экономической модели, способной вывести нашу страну на передний край научно-технического прогресса. Предложены подходы к новым формам взаимодействия рыночных субъектов. Рассмотрены возможности и риски, связанные с применением искусственного интеллекта в бизнесе. Представлены результаты исследования конкуренции на различных рынках (здоровое питание и серверное оборудование) в России. Затронуты научно-методические вопросы экономического образования.

В статье «Научно-техническая революция в ХХ веке» анализируются ход и основные результаты научно-технической революции середины и (частично) второй половины XX века.  Отмечается, что период 1940 – 1980-х гг. наиболее типичен для фундаментальных инноваций в ядерной энергетике, микроэлектронике, в сферах автоматизации производства, освоения космоса, создания полимеров с заранее заданными свойствами и для событий «зелёной революции». Особо выделяются направления НТР, по которым наша страна долгое время находилась в группе лидирующих государств. Обсуждается вопрос о причинах научно-технического отставания СССР от ведущих стран мира с середины 1970-х гг. В заключении намечаются общие черты экономической модели, способной вывести нашу страну на передний край научно-технического прогресса.

Автор статьи «Новые формы взаимодействия поставщиков и потребителей в цифровой рыночной среде» предлагает системный взгляд на омниканальность как новую форму взаимодействия рыночных субъектов. Для решения этой задачи рассматриваются особенности клиентоориентированной концепции маркетинга и выявляются те противоречия, которые наблюдаются между усложняющимся потребительским поведением, с одной стороны, и традиционными стратегиями и технологиями взаимодействия компании со своими клиентами, с другой, а также анализируется омниканальность как решение, которое призвано не только оптимизировать это взаимодействие, но и фактически создает новую технологическую основу этого взаимодействия. В статье рассмотрены основные принципы, этапы и особенности разработки омниканальных систем. На основании эмпирического исследования автор выявляет фактические результаты развития новых форм цифровизации в управлении взаимодействием российских компаний со своими потребителями, а также барьеры, с которыми сталкиваются организации при их внедрении.

В статье «Цифровая этика применения искусственного интеллекта в бизнесе: осознание новых возможностей и рисков» рассматриваются актуальные философские и методологические аспекты анализа процессов цифровизации рынков и внедрения цифровых технологий в управление бизнесом, связанные с цифровой этикой. Проведенное автором эмпирической исследование направлено на выявление современных трендов внедрения искусственного интеллекта в маркетинг, отношение менеджмента компаний к реализации этих процессов, осознание этических аспектов и проблем взаимодействия с потребителями. Целью работы является продвижение в вопросах определения атрибутов цифровой этики применения искусственного интеллекта в бизнесе.

Статья «Продукты здорового питания: конкуренция производителей на российском рынке» посвящена оценке конкуренции в сегментах российского рынка продуктов здорового питания   и по рынку в целом за 2012–2021 гг. В качестве данных берутся объемы розничных продаж (в млн. руб.) как отечественных, так и зарубежных компаний, функционирующих на территории РФ. Основные инструменты исследования - индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI), индекс Линда (IL), коэффициент концентрации (CRSV), модифицированная версия индекса Холла-Тайдмана (HTSV) и матрица SV. Результаты показывают, что в целом российский рынок здоровых продуктов характеризуется свободной конкуренцией. Сегмент «Свободен от» оказался самым быстрорастущим, сегмент «Лучше для Вас» - самым олигополизированным, «Укрепленный/Функциональный» сегмент - самым стабильным, «Естественно здоровый» сегмент – самым конкурентным, и «Органический» сегмент – самым монополизированным.

В статье «Рынок серверного оборудования в России: анализ конкуренции до событий 2022 года» приведены итоги анализа рынка серверного оборудования на основе данных, собранных аналитической компанией IDC по количеству проданных серверов каждым из вендоров с 2018 по 2020 год. В качестве основного инструментария была применена матрица SV (strength/variety) для оценки уровня доминирования в отрасли, которая опирается на индексы концентрации, Линда и модифицированный коэффициент Холла-Тайдмана. Проведенный анализ отдельных квадрантов матрицы SV показал, что рынок серверного оборудования России с 2018 и 2019 годов из квадранта Red Ocean, попадание в который свидетельствовало о том, что компании конкурировали за доли на рынке, переместился в квадрант B4. Таким образом, отрасль стала высококонцентрированной – на рынке серверного оборудования наблюдалась естественная олигополия. С уходом иностранных компаний с 2022 года распределение долей игроков было существенно изменено, что обуславливает интерес исследования конкуренции на рынке серверного оборудования в будущем периоде.

В статье «Анализ защит выпускных квалификационных работ на экономическом факультете МГУ имени М.В.Ломоносова»   представлены результаты количественного анализа защит выпускных квалификационных работ на направлении «Экономика» Экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, а также предложен список противоречий, возникающих во время процедуры защиты ВКР. Выявлены основные факторы, определяющие получаемые студентом баллы и составлена прокси-переменная способностей, объясняющая наибольшую долю разброса получаемых баллов.

Редакционная коллегия журнала будет признательна за отклики по поводу материалов, опубликованных в данном номере, и надеется на сотрудничество.

Главный редактор журнала,
Президент экономического факультета
МГУ имени М.В. Ломоносова,
Профессор В.П. Колесов

Заместитель главного редактора журнала,
заведующий кафедрой философии и методологии
экономики экономического факультета
МГУ имени М.В. Ломоносова,
Профессор Л.А. Тутов

Скачать текст

Ключевые слова