Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал.

Новости

27 мар 2024 Опубликован новый выпуск журнала Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал
04 сен 2023 Опубликован новый выпуск журнала Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал.
28 мар 2023 Опубликован новый выпуск журнала Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал Опубликован новый выпуск журнала Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал
29 сен 2022 Опубликован новый выпуск журнала Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал Опубликован новый выпуск журнала Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал

Вступительное слово

Дорогой читатель!

Вашему вниманию предлагается очередной выпуск электронного журнала экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

В данном номере мы публикуем статьи, посвященные широкому кругу проблем. Речь идет о факторах, влияющих на современную демографическую ситуацию в России в связи с пандемией коронавируса; роли иностранной конкуренции в определении географических границ рынка товаров и услуг; процессах, которые происходят на отечественном автомобильном рынке в последние годы, прежде всего рост продаж китайских автомобильных брендов; вопросах регулирования цифровых экосистем в рамках конкурентной политики; перспективах внедрения целей устойчивого развития в России.

Статья «Факторы региональной дифференциации смертности в России 2019-2020 гг.: эпидемия COVID-19 и не только» посвящена поиску факторов, обусловивших вызванные пандемией различия в изменении уровня смертности в регионах, на основе данных официальной статистики, а также репрезентативных в региональном разрезе результатов выборочных социально-демографических обследований Росстата. Проведенный статистический анализ показал, что значительная часть вариации регионов по приросту общего коэффициента смертности объясняется такими характеристиками демографической структуры региона как доля пожилых людей в регионе, размеры домохозяйства, доля лиц с онкологическими заболеваниями в регионе, а также высокой плотностью населения и частотой социальных контактов, особенно в крупных городах. В то же время исследование позволило выявить отсутствие значимого влияния на региональную дифференциацию смертности доступности медицинских услуг и масштабов инфраструктуры здравоохранения накануне пандемии. В работе сделан акцент на необходимости совершенствования информационной базы для подбора объективных индикаторов и методик анализа вклада эпидемии COVID-19 в уровень и динамику смертности на региональном уровне.

В статье «Фактор иностранной конкуренции в определении географически границ товарного рынка» рассмотрено влияние процессов глобализации на конкуренцию на рынке товаров и услуг.  Показано, что поскольку национальные участники рынка испытывают на себе давление со стороны импорта (иностранную конкуренцию), то при определении географических границ рассмотрению должны подвергаться не только соглашения и действия на внутреннем рынке, но и поведение иностранных конкурентов, что ведет либо к расширению географических границ товарного рынка, либо к включению в экономический анализ рынка внешних по отношению к релевантному рынку факторов, объясняющих состояние мировых запасов/дефицита товара и динамику цен на него. В статье проводится сопоставительный анализ подходов к определению географических границ рынка с учетом иностранной конкуренции (фактической и потенциальной). Результаты исследования свидетельствуют о необходимости использования «широкого» подхода в определении релевантного рынка, то есть основанного на анализе товарных потоков, потенциальной конкуренции и издержек переключения.

Статья «Анализ роста продаж китайских автомобильных брендов в России за период 2019-2020 гг.»  содержит обзор состояния российского рынка новых легковых автомобилей, а также рассмотрена динамика объёмов продаж на данном рынке за период с 2017 по август 2021 гг. Особое внимание уделяется представителям китайских брендов Geely, Haval, Chery в России, которые на падающем российском рынке новых легковых автомобилей показывают положительную динамику прироста продаж. Проведенный анализ свидетельствует о том, что на падающем рынке можно увеличивать свою долю за счет более эффективных решений в области маркетинга. Так как компании не раскрывают свой план по «завоеванию мира», то авторы статьи опирались на открытые источники, включая официальные сайты, анализировали уже совершенные действия представителей китайских брендов.

В статье «Регулирование цифровых экосистем в рамках конкурентной политики: экономико-правовой подход» рассмотрены процессы цифровой трансформация отраслей и рынков, тесно связанные с формированием экосистем и внедрением искусственного интеллекта. Автор статьи обобщает основные проблемы при квалификации положения и поведения компаний-лидеров экосистем, характеризующихся интенсивным использованием искусственного интеллекта, в том числе повышенную рыночную концентрацию, риски ценовой дискриминации и алгоритмического сговора. Одним из специфических вызовов в этой сфере является зависимость эффективности искусственного интеллекта от машинного обучения на больших данных. Эта особенность обосновывает рост концентрации, усиливает положение лидеров и потенциально ослабляет конкурентную среду. Антимонопольным органам рекомендовано усиливать собственные цифровые компетенции и аналитические возможности, чтобы не оставить рынок без контроля, но и не элиминировать выгоды от искусственного интеллекта.  

В номере представлен обзор итогов 152-го заседания диспут-клуба «Узлы экономической политики» Ассоциации независимых центров экономического анализа на тему «Цели устойчивого развития ООН: перспективы внедрения в России». Целью мероприятия было обсуждение вопросов, связанных с возможностями и ограничениями для реализации целей устойчивого развития ООН в России. В обзоре отмечено, что переход к устойчивому развитию важен как с точки зрения сохранения природы и решения экологических проблем, так и в контексте социального и экономического развития. Сложившуюся в российской практике ситуацию в этой области можно охарактеризовать как далекую от оптимальной. Для перехода к устойчивому развитию и обеспечения конкурентоспособности экономики страны необходимо проведение целого ряда работ, направленных на создание и реализацию адекватной стратегии развития, учитывающей национальные приоритеты и позволяющей на практике реализовать соответствующие этим приоритетам цели и задачи устойчивого развития.

Редакционная коллегия журнала будет признательна за отклики по поводу материалов, опубликованных в данном номере, и надеется на сотрудничество.

Главный редактор журнала,
Президент экономического факультета
МГУ имени М.В. Ломоносова,
Профессор В.П. Колесов

Заместитель главного редактора журнала,
заведующий кафедрой философии и методологии
экономики экономического факультета
МГУ имени М.В. Ломоносова,
Профессор Л.А. Тутов

Скачать полный текст 

Ключевые слова