Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал.

Вступительное слово

Дорогой читатель!

Вашему вниманию предлагается очередной выпуск электронного журнала экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

В данном номере мы публикуем статьи, посвященные широкому кругу проблем. Речь идет о факторах, влияющих на современную демографическую ситуацию в России в связи с пандемией коронавируса; роли иностранной конкуренции в определении географических границ рынка товаров и услуг; процессах, которые происходят на отечественном автомобильном рынке в последние годы, прежде всего рост продаж китайских автомобильных брендов; вопросах регулирования цифровых экосистем в рамках конкурентной политики; перспективах внедрения целей устойчивого развития в России.

Статья «Факторы региональной дифференциации смертности в России 2019-2020 гг.: эпидемия COVID-19 и не только» посвящена поиску факторов, обусловивших вызванные пандемией различия в изменении уровня смертности в регионах, на основе данных официальной статистики, а также репрезентативных в региональном разрезе результатов выборочных социально-демографических обследований Росстата. Проведенный статистический анализ показал, что значительная часть вариации регионов по приросту общего коэффициента смертности объясняется такими характеристиками демографической структуры региона как доля пожилых людей в регионе, размеры домохозяйства, доля лиц с онкологическими заболеваниями в регионе, а также высокой плотностью населения и частотой социальных контактов, особенно в крупных городах. В то же время исследование позволило выявить отсутствие значимого влияния на региональную дифференциацию смертности доступности медицинских услуг и масштабов инфраструктуры здравоохранения накануне пандемии. В работе сделан акцент на необходимости совершенствования информационной базы для подбора объективных индикаторов и методик анализа вклада эпидемии COVID-19 в уровень и динамику смертности на региональном уровне.

В статье «Фактор иностранной конкуренции в определении географически границ товарного рынка» рассмотрено влияние процессов глобализации на конкуренцию на рынке товаров и услуг.  Показано, что поскольку национальные участники рынка испытывают на себе давление со стороны импорта (иностранную конкуренцию), то при определении географических границ рассмотрению должны подвергаться не только соглашения и действия на внутреннем рынке, но и поведение иностранных конкурентов, что ведет либо к расширению географических границ товарного рынка, либо к включению в экономический анализ рынка внешних по отношению к релевантному рынку факторов, объясняющих состояние мировых запасов/дефицита товара и динамику цен на него. В статье проводится сопоставительный анализ подходов к определению географических границ рынка с учетом иностранной конкуренции (фактической и потенциальной). Результаты исследования свидетельствуют о необходимости использования «широкого» подхода в определении релевантного рынка, то есть основанного на анализе товарных потоков, потенциальной конкуренции и издержек переключения.

Статья «Анализ роста продаж китайских автомобильных брендов в России за период 2019-2020 гг.»  содержит обзор состояния российского рынка новых легковых автомобилей, а также рассмотрена динамика объёмов продаж на данном рынке за период с 2017 по август 2021 гг. Особое внимание уделяется представителям китайских брендов Geely, Haval, Chery в России, которые на падающем российском рынке новых легковых автомобилей показывают положительную динамику прироста продаж. Проведенный анализ свидетельствует о том, что на падающем рынке можно увеличивать свою долю за счет более эффективных решений в области маркетинга. Так как компании не раскрывают свой план по «завоеванию мира», то авторы статьи опирались на открытые источники, включая официальные сайты, анализировали уже совершенные действия представителей китайских брендов.

В статье «Регулирование цифровых экосистем в рамках конкурентной политики: экономико-правовой подход» рассмотрены процессы цифровой трансформация отраслей и рынков, тесно связанные с формированием экосистем и внедрением искусственного интеллекта. Автор статьи обобщает основные проблемы при квалификации положения и поведения компаний-лидеров экосистем, характеризующихся интенсивным использованием искусственного интеллекта, в том числе повышенную рыночную концентрацию, риски ценовой дискриминации и алгоритмического сговора. Одним из специфических вызовов в этой сфере является зависимость эффективности искусственного интеллекта от машинного обучения на больших данных. Эта особенность обосновывает рост концентрации, усиливает положение лидеров и потенциально ослабляет конкурентную среду. Антимонопольным органам рекомендовано усиливать собственные цифровые компетенции и аналитические возможности, чтобы не оставить рынок без контроля, но и не элиминировать выгоды от искусственного интеллекта.  

В номере представлен обзор итогов 152-го заседания диспут-клуба «Узлы экономической политики» Ассоциации независимых центров экономического анализа на тему «Цели устойчивого развития ООН: перспективы внедрения в России». Целью мероприятия было обсуждение вопросов, связанных с возможностями и ограничениями для реализации целей устойчивого развития ООН в России. В обзоре отмечено, что переход к устойчивому развитию важен как с точки зрения сохранения природы и решения экологических проблем, так и в контексте социального и экономического развития. Сложившуюся в российской практике ситуацию в этой области можно охарактеризовать как далекую от оптимальной. Для перехода к устойчивому развитию и обеспечения конкурентоспособности экономики страны необходимо проведение целого ряда работ, направленных на создание и реализацию адекватной стратегии развития, учитывающей национальные приоритеты и позволяющей на практике реализовать соответствующие этим приоритетам цели и задачи устойчивого развития.

Редакционная коллегия журнала будет признательна за отклики по поводу материалов, опубликованных в данном номере, и надеется на сотрудничество.

Главный редактор журнала,
Президент экономического факультета
МГУ имени М.В. Ломоносова,
Профессор В.П. Колесов

Заместитель главного редактора журнала,
заведующий кафедрой философии и методологии
экономики экономического факультета
МГУ имени М.В. Ломоносова,
Профессор Л.А. Тутов

Скачать полный текст