DOI: 10.38050/2078-3809-2023-15-3-106-130
Аннотация
Несмотря на наличие положительного эффекта от развития конкуренции, подтверждаемого как в теории, так и на практике, в кризисных условиях приоритеты могут быть отданы краткосрочным эффектам финансовой устойчивости бизнеса. Авторами проанализировано состояние отраслей генерации электроэнергии и грузовых железнодорожных перевозок на предмет их модели вертикальной интеграции и финансовых результатов компаний, в том числе произведена оценка стоимости бизнеса последних. Выбор отраслей обоснован отсутствием вертикально-интегрированных компаний в первой отрасли и их наличием во второй, что позволяет проанализировать причины и последствия разрешения на вертикальную интеграцию для компаний системообразующих отраслей. Результаты анализа ряда финансовых мультипликаторов показывают, что в случае вертикальной интегрированности железнодорожных компаний с инфраструктурной организацией не обеспечивается «премия» к стоимости бизнеса относительно неинтегрированных компаний. Отсюда следует вывод о том, что интегрированные компании отрасли не получают безусловных преимуществ перед неинтегированными игроками. При этом вертикальная интеграция и конкуренция не связаны однозначной причинно-следственной связью, однако опыт исследуемых отраслей демонстрирует, что вертикальная интеграция может не препятствовать развитию конкуренции в отрасли. Мы предполагаем, что дальнейший рост уровня конкуренции на рынке электроэнергии возможно обеспечивать уже за счет разделения активов на образовавшемся оптовом рынке даже в условиях снятия запрета на вертикальную интеграцию.
Ключевые слова: вертикальная интеграция, государственное регулирование, оценка бизнеса, метод компаний-аналогов, рынок электрогенерирущих компаний, рынок грузовых операторов железнодорожной отрасли.
JEL коды: L22, L92, L94, G12, G32, G38.
Для цитирования: Коломиец А.Р., Бочкарев А.М. Разрешение или запрет вертикальной интеграции: опыт российской отрасли грузовых железнодорожных перевозок и электроэнергетики // Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. 2023. Том 15. Выпуск 3. С. 106-130. DOI: 10.38050/2078-3809-2023-15-3-106-130