DOI: 10.38050/2078-3809-2023-15-1-71-108
Аннотация
В последние 10 лет российский рынок здорового питания стремительно набирает обороты. За 2012–2021 гг. объем розничных продаж на российском рынке здоровых продуктов питания вырос более, чем в 2 раза. (Euromonitor, 2022). В данной статье целью исследования является оценка конкуренции в сегментах российского рынка продуктов здорового питания («Лучше для Вас», «Укрепленный/Функциональный», «Свободен от», «Естественно здоровый» и «Органический») (Euromonitor, 2022) и по рынку в целом за 2012–2021 гг. В качестве данных берутся объемы розничных продаж (в млн р.) как отечественных, так и зарубежных компаний, функционирующих на территории РФ. Основные инструменты исследования – индекс Херфиндаля–Хиршмана (HHI), индекс Линда (IL), коэффициент концентрации (CRSV), модифицированная версия индекса Холла–Тайдмана (HTSV) и матрица SV. Результаты показывают, что в целом российский рынок здоровых продуктов характеризуется свободной конкуренцией. Сегмент «Свободен от» оказался самым быстрорастущим, сегмент «Лучше для Вас» – самым олигополизированным, «Укрепленный/Функциональный» сегмент – самым стабильным, «Естественно здоровый» сегмент – самым конкурентным, и «Органический» сегмент – самым монополизированным.
Ключевые слова: продукты здорового питания, анализ конкуренции, коэффициент концентрации, индекс Херфиндаля–Хиршмана, индекс Линда, матрица SV, экономическое доминирование.
JEL коды: L100, L130.
Для цитирования: Якимова Е.А. Продукты здорового питания: конкуренция производителей на российском рынке // Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. 2023. Том 15. Выпуск 1. С. 71-108. DOI: 10.38050/2078-3809-2023-15-1-71-108