Дорогой читатель!
Подготовлен очередной выпуск электронного журнала экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.
В состав номера вошли статьи, в которых рассматриваются как теоретические, так и практические проблемы. Дана реконструкция теории внешней торговли К. Маркса. Представлен анализ поведения компаний на рынке продуктов питания, доставляемых через интернет. Рассмотрены причины кризиса туристической отрасли России и показаны пути выхода из сложных условий. Изучена модель жизненного цикла кластеров текстильной промышленности на примере Китая. Представлены механизмы повышения эффективности отбора руководителей для госслужбы. Рассмотрены состояние и перспективы российского общества, хозяйства, русской цивилизации в целом в условиях чрезвычайной ситуации.
В статье «Реконструкция теории внешней торговли Маркса: How rich countries got rich» дается анализ теории внешней торговли К. Маркса. В I томе «Капитала» выдвигается положение, согласно которому страны, экспортирующие высокотехнологичные товары, увеличивают национальное стоимостное богатство. В III томе на национальном уровне рассматривается закон средней нормы прибыли, который осуществляется путем перераспределения стоимости, создаваемой в трудоемких отраслях, в пользу капиталоемких отраслей через цены: цены на трудоемкие товары понижаются, а цены на капиталоемкие повышаются. Закон средней нормы прибыли действует на интернациональном уровне. Богатство неиндустриальных стран перераспределяется в пользу индустриальных. Реконструированная теория Маркса объясняет, как богатые страны стали богатыми и почему бедные страны остаются бедными.
Автор статьи «Стратегическое поведение российских компаний на рынке e-grocery» подробно рассматривает факторы внешней и внутренней среды, оказавшие влияние на изменение долей компаний на российском рынке e-grocery и обеспечившие стратегические конкурентные преимущества лидерам. В результате изучения рынка в период 2019–2021 гг., было выявлено, что за три года развития e-grocery в России в каждый из периодов лидировали разные игроки. «Утконос», X5 Retail Group и «Сбермаркет» занимали от 13% до 19,5% от общего объема рынка. Исходя из данных, полученных при анализе рынка с помощью матрицы SV, российский e-grocery перешел из стадии становления, конкуренции между мелкими игроками в стадию зрелости и борьбы между консолидированными альфа-компаниями. Повышение барьеров входа новых игроков на зрелый рынок означает, что для закрепления позиций новым компаниям необходимы достаточные мощности уже на старте.
В статье «Туристская отрасль России в период кризиса 2022 года» дается анализ причин глубокого кризиса туризма в России и показаны пути его выхода из создавшихся сложных условий. Большое внимание авторами уделено необходимости развития внутреннего туризма, поддержке выездного и въездного туризма. Отмечена важность мер, которые принимает Правительство РФ для развития внутреннего туризма, в том числе «туристический кешбэк», закон об обнулении ставки НДС для гостиниц и другие меры.
Статья «Анализ жизненного цикла текстильных кластеров: на примере китайских текстильных предприятий провинции Чжэцзян» посвящена модели жизненного цикла кластеров текстильной промышленности. Автор рассматривает основные школы теории жизненного цикла промышленных кластеров и выбирает теорию пяти стадий жизненного цикла промышленных кластеров, предложенную Т. Андерссоном, как теоретическую основу. В качестве объекта исследования был выбран кластер текстильной промышленности в китайской провинции Чжэцзян, где сконцентрировано самое большое количество текстильных предприятий в КНР. Используя метод идентификации коэффициента местоположения, на основе публичных баз данных Китайского бюро статистики и Бюро статистики провинции Чжэцзян с 2002 по 2022 г. для определения кластеров текстильной промышленности в провинции Чжэцзян автор установил, что результаты, рассчитанные методом идентификации коэффициента местоположения, точно соответствуют пятиэтапной модели развития кластера Т. Андерссона. С 2017 по 2020 г. развитие промышленных кластеров вошло в стадию трансформации, темпы развития замедлились. Перед лицом риска рецессии с помощью внешних мер, таких как поддержка промышленной политики правительства, и внутренних мер, таких как технологические и рыночные инновации, кластер текстильной промышленности провинции Чжэцзян успешно осуществил трансформацию и вступил в новый жизненный цикл.
В статье «Кадровые конкурсы в России: повышение эффективности отбора руководителей для госслужбы» на примере конкурса «Лидеры России» выявлены сильные стороны открытых массовых кадровых конкурсов (ОМКК) с точки зрения влияния на карьерные перспективы их участников, повышения эффективности кадровой политики, а также на распространение в обществе представлений о важности меритократических принципов при отборе кадров на руководящие должности. Выделены преимущества ОМКК, такие как эффективность отбора кандидатов и проведения конкурсных процедур. Показаны и проблемы, часть из которых имеют доступное решение, другие можно исправить лишь в небольшой степени, не отходя от заявленных целей и принципов конкурса. Обоснован тезис о том, что отход от основополагающих принципов ОМКК нецелесообразен. Сделан вывод, что внедрение системы оценки компетенций кандидатов, при которой качества претендентов на руководящие должности будут выявляться с помощью системы конкурсного отбора, позволит повысить качество государственного управления в целом.
В работе «Чрезвычайная ситуация и суверенность России» представлен обзор панельной дискуссии, состоявшейся 9 декабря 2022 г. в смешанном формате на экономическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова в рамках международной научной конференции «Суверенная Россия во взбунтовавшейся реальности: экономика, технологика, культура». Конференция была организована научно-исследовательской лабораторией философии хозяйства совместно с научным советом «Центр общественных наук МГУ». Изложены выступления участников, с различных позиций рассматривающих состояние и перспективы российского общества, хозяйства, русской цивилизации в целом в условиях чрезвычайной ситуации.
К юбилею кафедры философии и методологии экономики (2013–2023) представлен обзор основных достижений кафедры и намечены направления ее дальнейшего развития.
Редакционная коллегия журнала будет признательна за отклики по поводу материалов, опубликованных в данном номере, и надеется на сотрудничество.
Главный редактор журнала,
Президент экономического факультета
МГУ имени М.В. Ломоносова,
Профессор В.П. Колесов
Заместитель главного редактора журнала,
заведующий кафедрой философии и методологии
экономики экономического факультета
МГУ имени М.В. Ломоносова,
Профессор Л.А. Тутов