DOI: 10.38050/2078-3809-2023-15-2-28-46
Аннотация
Пандемия COVID-19 как основной, но не единственный фактор обусловила стремительный рост потребительского спроса на услуги доставки продуктов питания, заказанных через интернет (e-grocery), а также выручки российских компаний на рынке e-grocery в период 2019–2021 гг. В данной статье подробно рассмотрены факторы внешней и внутренней среды, оказавшие влияние на изменение долей компаний на российском рынке e-grocery и обеспечившие стратегические конкурентные преимущества лидерам. В результате изучения рынка в период 2019–2021 гг. было выявлено, что за три года развития e-grocery в России в каждый из периодов лидировали разные игроки. «Утконос», X5 Retail Group и «Сбермаркет» занимали от 13% до 19,5% от общего объема рынка. Исходя из данных, полученных при анализе рынка с помощью матрицы SV, российский e-grocery перешел из стадии становления, конкуренции между мелкими игроками в стадию зрелости и борьбы между консолидированными альфа-компаниями. Повышение барьеров входа новых игроков на зрелый рынок означает, что для закрепления позиций новым компаниям необходимы достаточные мощности уже на старте.
Ключевые слова: e-grocery, доставка еды, стратегия, COVID-19, «Сбермаркет», «Утконос», X5 Retail Group, матрица SV.
JEL коды: L11, L22, L81.
Для цитирования: Андерсен Д.А. Стратегическое поведение российских компаний на рынке e-grocery // Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. 2023. Том 15. Выпуск 2. С. 28-46. DOI: 10.38050/2078-3809-2023-15-2-28-46